Ситуация на кофейном рынке остается неурегулированной
Кофейный бизнес в последнее время становится одним из весьма перспективных направлений, по которым развивается малое и среднее предпринимательство Армении. Растет число предпринимателей, стремящихся закрепиться в сфере импорта и переработки кофе. Причем география коммерческих операций чрезвычайно широка.
К примеру, по данным Инспекции РА по вопросам качества (данные базируются на сведениях, предоставленных сертифицирующими организациями), в 2003-2004 годах сырые кофейные зерна завозились в Армению из Индонезии, Индии, Сингапура, Вьетнама, а также стран Евросоюза. Соответствующие сертификаты, дающие возможность заниматься импортом кофейного сырья, получило примерно полтора десятка фирм, в том числе “Армен ев Амик ехпайрнер”, “Ройял Армения”, “Фламинго”, “Паризян сурч”, “Миджнаван”, “В. Никоян”. Сертификаты выданы Национальным институтом стандартов и качества, научно-производственным объединением “Парен”, а также закрытыми АО “Гюмри-тест” и “Капан-тест”.
Что касается переработки и расфасовки кофе, то, по результатам исследований, предпринятых Инспекцией по вопросам качества в период после 5 мая текущего года, этим занимается около 35 предприятий. Их деятельность с недавних пор стала предметом особого внимания, учитывая участившиеся в последнее время упреки в адрес переработчиков и расфасовщиков. В связи с этим недавно было отобрано примерно 90 образцов расфасованного кофе – как молотого, так и в зернах – для детальной экспертизы на предмет пищевой безопасности. Выяснилось, что многие из этих образцов далеко не так безопасны для организма, как этого хотелось бы потребителю. К примеру, согласно нормативу San Pin 2-III-4.9-0 1-2003, содержание свинца в кофе не должно превышать одного миллиграмма на килограмм; между тем, в кофе “Клон” (производитель – ИП “Седракян Анаит”), “Тайм” (производитель – ИП “Геворг Каверджян”) и “Картахена” (производитель вообще неизвестен) выявлено содержание свинца соответственно в соотношении 2,9, 1,12 и 3,0 мг\кг. В трех образцах молотого и расфасованного кофе обнаружен совершенно неуместный крахмал (здесь “отличились” предприятия “Воске гехм” и “Г. Осикян”).
Как сообщили в Инспекции по качеству, некоторые образцы не соответствовали обязательным требованиям нормативных документов: на упаковках отсутствовали наименование фирмы-производителя, адрес, дата выпуска, срок хранения. Кроме того, продукция нередко реализовывалась без сертификата соответствия. В связи с этим некоторые предприятия подверглись дополнительным проверкам.
Кстати, как оказалось, их и найти не всегда было возможно. Например, по адресам, указанным на пачках кофе, выпущенных ООО “Анаит Седракян” и “Алтцайг”, никакой хозяйствующей деятельности не ведется. Но уж кого нашли, тех, как говорится, не помиловали. Так, за допущенные нарушения ИП “Т. Тигранян”, ООО “Валлетта”, “Агаян-груп” и “Хах-Виктория”, а также ЗАО “Армел-груп” в соответствии со статьей 188 Кодекса Республики Армения “Об административных правонарушениях” подверглись штрафу по 100 тыс. драмов. Выявлены и более хитроумные подлоги. К примеру, на пачках кофе “Грандос” и “Зруйц” (производители – соответственно ООО “Армел” и “Агаян груп”) указано, будто эта продукция соответствует национальному стандарту Рко-A01, между тем она пока вообще не сертифицирована, а, значит, ее реализация незаконна. Совершенная анонимнось царит на пластмассовых стаканчиках кофе “Анжелика”, “Максвелл хауз”, “Солидаридад”, “Богиня”, “Картахена”; на матерчатых мешочках “Мираж” и “Бонкафе элит” также отсутствует информация о производителе.
Таким образом, приходится констатировать, что ситуация на отечественном кофейном рынке пока далека от удовлетворительной. Наряду с действительно заслуживающими доверия предприятиями, дорожащими своей маркой, появилось множество фирм и фирмочек, которых вовсе не заботят подобные “мелочи”. За звучными названиями и внешним разнообразием скрывается пустота. Точнее – стремление подзаработать в обход закона и в ущерб здоровью потребителей. Так что, думается, работы по кофейным делам у Инспекции по вопросам качества еще хватит.